Вид многолетних кустарниковых лиан из рода Виноград семейства Виноградные.


Поделиться статьей в социалных сетях:





















Виноград культурный [править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии ? Виноград культурный Научная классификация Царство: Растения Отдел: Покрытосеменные Класс: Двудольные Порядок: Виноградоцветные — в системе классификации APG III (2009). В Системе APG II (2003) порядок не установлен Семейство: Виноградные Род: Виноград Вид: Виноград культурный Латинское название Vitis vinifera L. Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе ITIS 28629 NCBI 29760 Международная Красная книга Вызывающие наименьшие опасения IUCN 3.1 Least Concern : 63537 Виногра́д культу́рный (лат. Vitis vinifera) — вид многолетних кустарниковых лиан из рода Виноград семейства Виноградные. Название Vitis vinifera, данное винограду римлянами, сохранено ботаниками. Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. В диком виде виноград культурный неизвестен. Установлено учёными, что его сорта произошли от дикорастущего евразиатского вида — Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря, на Украине (Карпаты, Крым), в Молдавии, в европейской части России (восточное побережье Чёрного моря), на Кавказе (все районы), в Средней Азии (Горно-Туркменский район). Современный культурный виноград отличается от всех диких подавляющим преобладанием обоеполых цветков, является ветроопыляемым, насекомоопыляемым и самоопыляющимся растением. Установлены даже клейстогамные (опыление при закрытом цветке) формы винограда. Содержание [убрать] 1 Ботаническое описание 2 Размножение 3 Использование и применение 3.1 Пищевое 3.2 Лекарственное 3.3 Иное 4 Сорта винограда 5 История 6 Противопоказания 7 В астрономии 8 Галерея 9 Примечания 10 Ссылки [править]Ботаническое описание Виноград культурный. Ботаническая иллюстрация из справочника Köhler's Medizinal-Pflanzen, 1887 Сбор урожая Созревшая гроздь В благоприятных условиях на юге лиана винограда достигает 30—40 метров длины, в средней полосе России, как правило, всего 1,5—3 м. Лиана прикрепляется с помощью усиков, которые обвивают опоры. Кора на старых стволах коричневая, глубоко-бороздчатая, с отделяющейся коркой, на молодых — желтоватая или красноватая. Листья очерёдные, черешковые, цельные, трёх- или пятилопастные. Цветки мелкие, обоеполые, зеленоватые, собраны в рыхлую или густую метёлку. Цветёт виноград в мае—июне, плодоносит в августе—сентябре, некоторые сорта в октябре. Формула цветка: [1] Плоды — сочные ягоды с 1—4 мелкими семенами (в некоторых сортах семена отсутствуют) — собраны в гроздья, которые сильно варьируют по форме, окраске: могут быть зелёными, розовыми, жёлтыми, тёмно-красными, чёрно-фиолетовыми (обычно с восковидным налётом). До 1863 года (до появления в Европе вредителя — филлоксеры) — виноград культурный жил до 130—150 лет. [править]Размножение Виноград размножают практически всеми известными способами — как семенами, так и вегетативно — черенками, отводками, прививкой. [править]Использование и применение

Вход только для женщин, ведь у нас портал для настоящих женщин милости прошу!


[править]Пищевое Используются плоды винограда для еды в свежем виде и для переработки на изюм, виноградный сок, вино, варенье, маринады, компоты, разные напитки (алкогольные и безалкогольные), а также уксус. [править]Лекарственное С лечебной целью используются ягоды, корешки и листья.[источник не указан 88 дней] [править]Иное Вторичный продукт при получении сока — жмых — идёт на корм скоту. [править]Сорта винограда Муска́ты — группа сортов винограда с сильным характерным («мускатным») ароматом ягоды, напоминающим мускус. Ри́слинг — белый сорт винограда, а также сорт вина, изготавливаемого из него. Фетя́ска — технический сорт винограда и вино из этого сорта. Изабелла — американский сорт винограда, ягоды чёрные, со слизистой мякотью и специфическим запахом, созревают поздно, потребляются свежими; используются в виноделии. Современный культивируемый культурный виноград можно разделить на столовые и винные (технические) сорта. В мире насчитывается более 8000 сортов винограда. [править]История Никто достоверно не знает, когда и где именно человек стал выращивать виноград. По археологическим источникам учёные считают, что в Древнем Египте виноградарство возникло за 6000 лет до нашей эры. На пирах древних египтян рядом со многими яствами подавались также разные сорта вина и пива. Во времена фараонов виноградники простирались вверх по Нилу до порогов. Соседние с Египтом страны не оставили столь древних археологических источников, но и в них, в частности, упоминается, что во время постройки храма Соломона рабочим было выдано 20 000 бат вина. Это служит доказательством того, что за почти 1000 лет до н. э. в Средиземноморье существовало виноделие. Сбор урожая сатирами и менадами (Аттическая чёрнофигурная ваза, VI в. до н. э. Национальная библиотека, Париж) Особенно виноградарство было развито в Древней Греции. В греческой литературе часто говорится о вине, в частности, в «Одиссее» Гомера много стихов, упоминающих вино. На щите Ахиллеса искусный Гефест среди других изображений из золота сделал «дивный большой виноградник, сладким плодом отягчённый», «висели в нём чёрные гроздья». Какие тогда выращивались сорта — в настоящее время это неизвестно, но то, что это была окультуренная виноградная лоза, не вызывает сомнений. [править]Противопоказания При употреблении ягод винограда и продуктов виноградарства следует учитывать: виноград не рекомендуется принимать при ожирении, язвенной болезни (в период обострения), сахарном диабете, хронических нагноительных процессах в лёгких, сердечной недостаточности, сопровождающейся выраженной гипертонией и отёками, при усилении процессов брожения в кишечнике и колите, сопровождающимся поносом. Не стоит забывать, что виноград, попадая на кариозные зубы, усиливает их разрушение. Для предохранения зубов от порчи рекомендуется после каждого приёма винограда или изюма тщательно прополоскать рот большим количеством раствора столовой соды. [править]В астрономии В честь винограда культурного назван астероид (759) Винифера (англ.)русск., открытый в 1913 году германским астрономом францем Кайзером, предки которого занимались выращиванием винограда.
Сира (виноград) [править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2012; проверки требуют 7 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Сира. Виноград культурный Сира Классификация Род: Виноград (лат. Vitis) Вид: Виноград культурный (лат. Vitis vinifera) Сорт: 'Syrah' Синонимы 'Shiraz' Происхождение Родители 'Mondeuse Blanche' × 'Dureza'[1] Страна происхождения: Иран Изображения на Викискладе Сира́, или Шира́з (научное название: Vitis vinifera 'Syrah') — сорт винограда, используемый для изготовления красных и розовых вин, как традиционных сухих, так и сладких креплёных. Некоторые производители, также, экспериментируют с производством игристых вин.[2]. Содержание [убрать] 1 Происхождение 2 Распространение 3 Описание 4 Примечания 5 Ссылки [править]Происхождение Легенды о происхождении Сира приходят от одного из его синонимов — Шираз[3]. Потому что Шираз, один из самых древних городов Ирана, (недалеко от Персеполя, резиденции империи Ахеменидов), в котором производили известное вино «Ширази»[4]. Легенды утверждают, виноград «Сира» возникла в Ширазе, а затем был доставлен в Роне. Эта ассоциация предполагает «Сира» является местный французский синоним и «Шираз» является именем собственным. Проведённые в 1999 году генетические исследования показали, что Сира и сорта-родители (Mondeuse Blanche, Dureza) происходят из ограниченного района на юго-востоке Франции, расположенного в непосредственной близости от северной Роны[1]. [править]Распространение В настоящее время выращивается практически повсеместно в странах, производящих вино. В частности, в значительных количествах выращивается на юге Франции, Австралии (под названием Шираз), США, Южной Африке, Чили, Аргентине. Даёт тёмные, густо окрашенные вина, хорошо созревающие и выдерживающие длительное хранение. Вкус вина, произведённого в Австралии, несколько отличается от вкуса вина из сиры, произрастающей во Франции[5] . [править]Описание Сира — технический сорт винограда для производства красных вин, среднего срока созревания. Имеет низкую урожайность, которая является условием хорошего вкуса вина[5] . Виноград культурныйПеревод Виноград культурный Vitis vinifcra L. Семейство випоградовые. Крупная лиана, лазящая с помощью усиков, достигающая в длину 30-40 м. Кора на старых стволах коричневая, глубокобороздчатая, с отделяющейся длинными полосками коркой. Ветви тонкобороздчатые, утолщенные в узлах, желтовато- или красновато-коричневые, голые или покрыты простыми волосками, реже имеют хлопьевидное опушение. Листья очередные, черешковые, с двумя рано опадающими прилистниками, в очертании округлые, пятиугольные или почковидные, диаметром 6-20 см, обычно трех-, пятилопастные или рассеченные. Пластинки листьев при основании с более или менее глубокой выемкой различной формы, равномерно-зубчатые по краю, голые или в различной степени опушенные короткими щетинистыми или паутинистыми волосками, особенно с нижней стороны листа. Усики ветвистые, расположены супротивно листьям. Цветы многочисленные, в рыхлых или густых метелках, расположены супротивно листьям, мелкие, невзрачные, обоеполые или функционально-пестичные с отогнутыми книзу тычинками. В виде исключения встречаются функционально-тычиночные цветы с редуцированной завязью. Чашечка маленькая, блюдцеобразная, с 5 малозаметными зубчиками. Венчик пятилепестный, желтовато-зеленый. Лепестки до 5 мм в длину, внизу свободные, сросшиеся в верхней части в виде колпачка, который сбрасывается при распускании цветка. Тычинки, числом 5, превышают по длине пестик. Завязь верхняя, двухгнездная, с железками, при основании спаянными в кольца. Рыльце малозаметное. Плоды – ягоды, собранные в грозди, разные по величине, форме и плотности. Ягоды большей частью с восковым налетом, длиной 6-22 мм, в зависимости от сорта сильно варьируют по форме, окраске, вкусу. Семена по 1-7 шт. в ягоде, грушевидной или яйцевидной формы, длиной 2-6 мм, с довольно длинным клювиком. Имеются бессемянные сорта. Цветет в мае-июне, плодоносит в августе-сентябре. Виноград – одно из самых древних культурных растений Евразии, в одичавшем виде встречается на Кавказе, в Средней Азии, на Украине, в Молдове, в южных районах России. Используются плоды. Ягоды содержат инвертный сахар (до 20%) и сахарозу (5,5%); дубильные вещества, состоящие из флобафена и галловой кислоты; кверцетин, энин и гликозиды моно- и дидельфинидина; около 2,5% органических кислот (l-яблоч-ный 60%, d-винной 40, следы щавелевой, салициловой кислот); до 12,4 мг % витаминов В и С. Дубильные (до 3,4%) и красящие вещества сосредоточены преимущественно в кожице ягод, поверхность которой покрыта воском (до 1,55%), состоящим из смеси глицеридов жирных кислот; фитостерина – витина, эфира пальмитиновой кислоты и спират энокарпола. Семена содержат твердое жирное "виноградное" масло (до 20%), дубильные вещества (до 8%), флобафены (до 5,4%), лецитин, ванилин, листья – сахар (2%), инозит, кверцетин, дубильные вещества; каротин (около 0,2%), холин, бетаин, алоксуровые основания; винную, яблочную и протокатеховую кислоты. В медицине виноград применяется с лечебной целью при пониженном питании, болезнях желудочно-кишечного тракта (функциональных неврозах с повышенной кислотностью, спастических и атонических запорах), нефритах, нарушении обмена веществ, малокровии, истощении нервной системы, хронических бронхитах и как общеукреп-ляющее при туберкулезе. Сахар, витамины, винная и другие органические кислоты, содержащиеся в винограде, обусловливают терапевтический эффект при различных заболеваниях. Препарат винограда натуроза (глюкоза) в ампулах применяется внутривенно при острых потерях крови, шоке, коллапсе и пр. Биологический энциклопедический словарь ВИНОГРАДОВЫЕПереводВИНОГРАДОВЫЕ (Vitaceae), семейство двудольных растений порядка крушиновых. Невысокие деревья, кустарники, часто деревянистые лианы. Цветки обоеполые, обычно полигамно-двудомные, в соцветиях, опыляются ветром или насекомыми. Плод — мясистая или сухая ягода. Ок. 700 видов (из 12 родов), в умеренных, субтропич. и тропич. поясах, б. ч. их — обитатели влажных лесов. Наиб, крупные роды: циссус (Cissus), ок. 350 видов, и виноград. В СССР — 3 рода (ок. 15 видов): виноград, вино-градовник и девичий виноград. Мн. виды разводят как декоративные. Виноград культурный Виноград культурный (Vitis vinifera) – многолетнее древесное растение семейства виноградовых , лиана. Сырьем для экстракции служат цветки, плоды, семена и листья винограда. Плоды содержат много сахаров (гликозиды, фруктозу), флобафен, энин, а также яблочную, фосфорную, кремниевую, салициловую, лимонную, янтарную, щавелевую кислоты, соли калия, кальция, железа, магния, витамины В1, В2, А, С. В семенах обнаружены дубильные вещества, флобафен, лецитин, жирное масло, в листьях – сахара, дубильные вещества, каротин, холин, бетаин, винная, яблочная, аскорбиновая кислоты, соли калия, натрия, фосфора, железа, кремния. Из семян экстрагируют масло, широко используемое в косметике. Экстракты из кожуры виноградных плодов, содержащие кремниевую и салициловую кислоты, способствуют укреплению соединительных тканей кожи, стимулируют обновление клеток, оказывают противовоспалительное и заживляющее действие. Их используют в средствах по уходу за увядающей, шелушащейся и проблемной кожей. В красном винограде обнаружен развератрол с выраженными антиоксидантными свойствами. Экстракт листьев красного винограда обладает вяжущим и тонизирующим действием благодаря наличию танинов, дубильных веществ, органических кислот. В настоящее время из всех частей растения. производят целую гамму различных фитопродуктов с широким спектром действия. В последние годы возникло даже отдельное направление косметологического ухода, связанное со всестороним использованием продуктов переработки винограда – винотерапия. Виноград культурный Править Виноград культурный (Vitis viniferae L.). Используют плоды для еды в свежем виде и для переработки на изюм, виноградный сок, варенье, маринады и разные напитки (алкогольные и безалкогольные). Содержит воду (65—85 %), сахара (10—33 %), органические кислоты (0,5—1,4), белковые (до 0,9), пектиновые (0,3—1,0), минеральные (0,3—0,5) вещества, а также витамины С, В,, В2, каротин (провитамин А) и др. В кожице имеются дубильные и красящие вещества, а также эфирное масло, в семенах — от 4 до 19 % жиров, 1,8—8 % дубильных веществ. Из отходов винограда получают этиловый спирт, уксус, винную кислоту, винный камень. В лечебных целях виноград широко используют при пониженном питании, болезнях желудочно-кишечного тракта (функциональные неврозы с повышенной кислотностью, спастические и атонические запоры), нефритах, нарушениях обмена веществ, малокровии и др. Наличие сахара, витаминов и органических кислот в растении обусловливает многогранный фитотерапевтический эффект при различных заболеваниях. Лечение виноградом проводят при заболеваниях сердца, бронхов, почек, печени, подагре, истощении нервной системы, гипертонической болезни; назначают его и как общеукрепляющее средство. При этом важную роль играют соли калия, железа, фосфора и кремневой кислоты. Виноград рекомендуют есть утром натощак, за 1—2 ч до еды, начиная с малых количеств (200— 300 г) и доводя до 2—3 кг в сутки. При лечении им нужно резко ограничивать другие фрукты и даже овощи, молоко, квас, минеральные воды. Алкогольные напитки должны быть исключены полностью. Листья винограда стимулируют выведение щавелевой кислоты из организма, поэтому настой из свежих виноградных листьев применяют для профилактики и лечения мочекислого диатеза. Из виноградных листьев готовят голубцы (долма). Для приготовления этого блюда в зимнее время их консервируют. Настоем из листьев винограда обмывают кожные поражения, полощут рот при ангинах, после чего, а также после того, как виноград съеден, рот следует прополаскивать раствором чайной соды для профилактики разрушения кариозных зубов. Лечение виноградом противопоказано больным, страдающим сахарным диабетом, ожирением, сердечной недостаточностью, сочетающейся с гипертонической болезнью. Виноград культурный Виноград культурный относится к группе растений наиболее ценных для человека. Латинское название: Vitis vinifera. Английское название: Red Grape. Семейство: виноградные - Vitaceae. Используемые части: плоды и листья. Ботаническое описание: Виноград культурный – листопадная, но вечнозеленая лиана длиной 30-40 м. Однолетние побеги до 3-5 м длиной, тонкие, сочлененного строения. В каждом узле развиваются листья, а в их пазухах – почки. Листья цельные, трех - или пятилопастные. Цветки мелкие зеленоватые, собраны в рыхлую или густую метелку. Плоды - сочные ягоды с мелкими семенами, которые в некоторых сортах отсутствуют. Ягоды собраны в гроздья, сильно различаются по форме, окраске, вкусу. Цветет виноград культурный в мае-июне, плодоносит в августе-сентябре, а некоторые сорта – даже в октябре. Химический состав: Плоды винограда культурного содержат: 10-33% сахара (глюкозу и фруктозу), кверцетин, энин, гликозиды, кислоты (яблочную, кремниевую, салициловую, фосфорную, винно-каменную, лимонную, янтарную, муравьиную), пектиновые и дубильные вещества, соли К, Mg, Са, Мn, Со, Fe и витамины В1, В2, ВЗ, В12, А, С, Р, РР, фолиевую кислоту, витамин К, а также ферменты. Кожица виноградных ягод содержит красящие и дубильные вещества, эфирные масла. В семенах обнаружены лецитин, ванилин и жирное масло. В листьях винограда содержится сахар, кверцетин, каротин, бетаин, винная, яблочная, аскорбиновая кислота, К, Na, Fe, Si. Виноград культурный - полезные свойства и применение Виноград культурный относится к группе растений наиболее ценных для человека. Лечение виноградом даже развилось в самостоятельную науку, называемую ампелотерапия. В ягодах винограда находятся ароматические вещества, которые обладают антибиотическим действием. Ягоды способствуют выведению из организма ионов тяжелых металлов и токсинов. Виноград культурный входит в состав БАД Грэйпайн с синергист протектором, Солстик Энерджи, Замброза, производимых по фармацевтическому стандарту GMP. Целебное действие винограда культурного обусловлено, в первую очередь, содержанием большого количества глюкозы и калийных солей. Ягоды винограда улучшают обмен веществ, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие, увеличивают отделение слизи и облегчают отхаркивание, а также обладают слабительным и потогонным действием. Виноград одержит витамины, имеющие отношение к системе крови и кроветворению: фолиевая кислота – влияет на кроветворение, витамин К – на свертывающую систему крови, витамин Р – укрепляет стенки кровеносных сосудов и нормализует кровяное давление. Органические кислоты улучшают жировой обмен, снижают уровень холестерина и общих липидов в крови. Виноград используют как общеукрепляющее средство, а также в качестве мочегонного, желчегонного, послабляющего средства. Он способствует выведению из организма мочевой кислоты, препятствует образованию камней. Красное сухое вино (именно само вино, а не виноградные косточки, Как считалось раньше) содержит самые мощные антиоксиданты и другие полезные вещества. Наибольшее внимание ученых привлекло вещество из класса фитоалексинов – резвератрол. Он вырабатывается в кожице винограда культурного в ответ на экстремальные факторы воздействия. При регулярном употреблении красного вина с высоким содержанием резвератрола, отступают многие болезни. Виноград культурный - мощный антиоксидант, который, в первую очередь, борется с процессами старения кожи и всего организма, укрепляет структуру волос и ногтей, защищает орган зрения, предотвращает возникновение сердечнососудистых заболеваний. Противопоказания: Виноград культурный не рекомендуется принимал при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарном диабете и колите, при острой дизентерии, при поносах и гипертонической болезни. Народная медицина: Виноград культурный, посмотрело: 2475 Виноград культурный — Vitis vinifera L. Культурный виноград, по-видимому, возник 7—9 тысяч лет назад. Описание происхождения и родина винограда — задача чрезвычайно трудная благодаря существованию многих археологических исследований о его родине и бытованию множества разнообразных легенд о его происхождении, ни одно растение не подвергалось столь многочисленным исследованиям и не имеет столь богатой истории и литературы, как виноградная лоза. (Н. Н. Ушаков, 1953). Название Vitis vinifera, данное винограду римлянами, сохранено ботаниками. Виноград пользуется большим уважением среди всех народов во все времена. В XVIII веке виноградный сад был заложен под Москвой, где лозы на зиму закрывали землей. По приказу Петра I виноград начали культивировать на Дону. А. Гумбольд, путешествуя по России, говорил об астраханском винограде: «Нигде на свете, даже в Италии и на Канарских островах, я не видел зреющим таких прекрасных виноградных кистей, как в Астрахани и около побережья Каспийского моря». Виноград культурный - деревянистое вьющееся растение семейства виноградных (Vitaceae), длиной до 30-40м. Многолетние побеги достигают значительной величины, однолетние до 3-5м в длину; тонкие, сочлененного строения. Кора на старых стволиках коричневая, бороздчатая, на молодых — желтоватая или красноватая. Веточки голые, иногда с хлопьевидным опушением. В каждом узле развиваются листья, а в их пазухах - пасынковые и зимующие почки. Листья очередные, черешковые, цельные, трех- или пятилопастные. Лиана «лазяит» с помощью усиков, супротивных листьям. Цветки мелкие, обоеполые, зеленоватые, собраны в рыхлую или густую метелку. Плоды - сочные ягоды с 1-4 мелкими семенами (в некоторых сортах семена отсутствуют). Ягоды (обычно с восковидным налетом) собраны в гроздья, которые сильно варьируются по форме, окраске, вкусу. Цветет виноград в мае - июне, плодоносит в августе — сентябре, некоторые сорта даже в октябре. Виноград широко культивируется во многих странах всех континентов, в том числе и на территории Молдовы, на Украине, в Крыму, в южных районах России, на Кавказе, в Средней Азии. С лечебной целью используются ягоды и листья. Известно несколько тысяч сортов винограда, сильно отличающихся по химическому составу. Плоды содержат 65-80% воды, много (иногда до 20 % и более) сахаров (глюкозу и фруктозу), флабофен, глюкозиды монодельфинидин и дидельфинидин, галловую, яблочную, фосфорную, кремниевую, салициловую, виннокаменную, лимонную, янтарную, муравьиную кислоты, кверцетин, энин, гликозиды, минеральные вещества и микроэлементы (соли калия, кальция, железа, магния, марганца, кобальта), пектины, дубильные вещества, витамины группы B1, B2, В6, B12, А, С, Р, РР, К, фолиевую кислоту, а также ферменты (инвертаза, пектиназа, цротеаза и липаза). Кислый вкус винограда обусловлен высоким содержанием в нем яблочной кислоты и кислого вино-каменного калия. В семенах находятся дубильные и красящие вещества, флабофен, лецитин, ванилин и жирное масло. В листьях винограда содержится сахар, кверцетин, инозит, дубильные вещества, каротин, бетаин, холин, алоксуровые основания, винная, яблочная, аскорбиновая кислоты; калий, натрий, железо, кремний. Кожица виноградных ягод содержит красящие и дубильные вещества, эфирные масла. Некоторые исследователи считают, что по химическому составу виноград несколько сходен с женским молоком. Виноград содержит три витамина, имеющих прямое отношение к системе крови и кроветворению: - фолиевую кислоту, положительно влияющую на кроветворение, - витамин К - на свертывающую систему крови, - витамин Р, как укрепляющий стенки кровеносных сосудов и нормализующий кровяное давление. Природа кумаринов виноградных ягод еще пока до конца не расшифрована, но среди них есть оксикумарины, нормализующие свертывание крови. С глубокой древности виноград применяется для лечения болезней обмена веществ, печени, почек, сердечно-сосудистой системы. Виноград применяется прежде всего как источник витаминов, микро- и макроэлементов, а также как мочегонное, потогонное, противовоспалительное, репаративное, кровоостанавливающее, общеукрепляющее, слабительное средство, увеличивают отделение слизи слизистой оболочкой дыхательных путей и облегчают отхаркивание. Ягоды и сок винограда также дают некоторый тонизирующий и гипотензивный эффект. Употребляется виноград и в современной медицине, особенно при заболеваниях сердца, бронхов, почек, печени, при подагре, истощении нервной системы, гипертонической болезни и гипотонии; как общеукрепляющее средство после истощающих заболеваний при анемии, гастрите с повышенной секреторной функцией желудка, нарушении обмена веществ, бессонице, при геморрое, атонических запорах. Лечебное действие винограда обусловлено, в первую очередь, содержанием большого количества глюкозы и калийных солей. Как общеукрепляющее средство виноградный сок применяют при анемии, бронхиальной астме, туберкулезе легких, при различных астенических состояниях и нарушении липидного и минерального обменов. Отмечено благоприятное влияние винограда и виноградного сока при атеросклерозе, хронических нефритах, подагре, начальных стадиях гипертонической болезни. Виноград действует подобно щелочным водам, но с тем преимуществом, что в нем преобладают соли калия, железа, фосфорной и кремневой кислот, а в щелочных водах значительное количество ионов натрия и хлора. Поэтому виноград настоятельно рекомендуется при склонности к мочекислотному диатезу. Он способствует выведению из организма мочевой кислоты, препятствует образованию камней. Длительное лечение виноградным соком способствует снижению повышенного кровяного давления. При гипертонической болезни рекомендуется настой из листьев, собранных в мае (1 столовая ложка сухих листьев на 1 стакан кипятка, принимать по 1/2 стакана 2-3 раза в день после еды.). Можно с лечебной целью применять и консервированный виноградный сок, но при этом следует учитывать, что в нем содержится меньше витаминов, а ферменты (энзимы) при консервировании исчезают полностью. В народной медицине отвар сушеного винограда с небольшим количеством лукового сока также употребляли как хорошее средство при кашле и ларингите. Ягоды принимают и при кожных заболеваниях. Сок незрелого винограда применяется как жаропонижающее, а также при ангинах и язвах во рту. Изюм назначают при кашле, ангинах и язвах во рту, при заболеваниях мочевого пузыря и как легкое слабительное при геморрое. В народной медицине также широко используются листья. Настой из них применяют для полосканий при ангинах и для обмываний при кожных заболеваниях. Порошок из высушенных листьев (по 204 г внутрь) дают как маточное кровоостанавливающее. Количество назначаемого винограда индивидуально, но начинают всегда с небольших доз в 200-300 г, доводя их постепенно до 2-х килограммов. Рекомендуется принимать его за 1,5 часа до завтрака, за 2 часа до обеда и за 1—1,5 часа до ужина, а в некоторых случаях ужин может состоять только из винограда. В период лечения виноградом не рекомендуется употреблять жирного мяса, сырого молока, кваса, спиртных напитков и минеральной воды. Препарат винограда натурозу применяли внутривенно при острых потерях крови, коллапсе, шоке. Натуроза повышает давление крови и уменьшает проницаемость сосудистых мембран, способствует усвоению Сахаров сердечной мышцей. Виноград - хорошее противотоксическое средство и поэтому используется при отравлении стрихнином, кокаином, морфином, мышьяком, нитратом натрия. Настой листьев винограда принимают при нарушении обмена щавелевой кислоты, так как они способствуют ее выведению. Листья сами по себе в свежем и высушенном виде могут использоваться для лечения и предупреждения куриной слепоты. Из виноградных листьев готовят голубцы (долма). В косметике используют сок незрелых ягод. Это надежное средство для тонизирования кожи, придания ей мягкости, эластичности, свежести. Для этого берут смоченный соком тонкий слой ваты или сложенную в несколько раз марлю и накладывают на лицо и шею. Длительность процедуры 20-25 минут. По завершению ее умываются теплой водой, промокают кожу полотенцем и смазывают питательным кремом. Действенность процедуры возрастает, если принять перед ней паровую ванну. С лечебной целью рекомендуется также сушеный виноград - изюм, обладающий общеукрепляющим, послабляющим, кроветворным, желчегонным, провоспалительным действием. Изюм полезен больны» страдающим аритмией и сердечной слабостью, из-за наличия в нем большого количества калия и легко усваиваемых сахаров. Виноград не рекомендуется принимать при ожирении, язвенной болезни (в период обострения), сахарном диабете, хронических нагноительных процессах в легких, сердечной недостаточности, сопровождающейся выраженной гипертонией и отеками, при усилении процессов брожения в кишечнике и колите, сопровождаемом поносом. Необходимо помнить, что виноград, попадая на кариозные зубы, усиливает их разрушение, поэтому перед лечением виноградом надо вылечить зубы. Для предохранения зубов от порчи рекомендуется после каждого приема винограда или изюма тщательно прополоскать рот большим количеством раствора столовой соды. Используют плоды винограда для еды в свежем виде и для переработки на изюм, виноградный сок, варенье, маринады, компоты, разные напитки (алкогольные - вина и коньяки и безалкогольные), а также уксус. Вторичный продукт при получении сока - жмых - идет на корм скоту. ультура [править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2013; проверки требуют 16 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Марк Порций Катон Старший (234—149 г. до н.э), слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи. Содержание [убрать] 1 Различные определения культуры 2 История термина 2.1 Античность 2.2 В Европе в XVII—XVIII веках 2.3 В России в XVIII—XIX веках 2.4 В России в XIX—XX веках 3 Периодизация истории культуры 4 Культура и природа 5 Современное понимание культуры 6 Культура и цивилизация 6.1 Культура как мировоззрение 6.2 Культура как нормы поведения 6.3 Обобщенное определение культуры 7 Изменения в культуре 8 Разнообразие культур 9 Неоднородность культуры каждого общества 10 Изучение культуры 11 Примечания 12 Литература 13 См. также 14 Ссылки [править]Различные определения культуры Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации[1]: Культура понимается как… «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2] «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ); «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев); «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга); «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман); «вся совокупность внебиологических проявлений человека»[3]; признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура[источник не указан 520 дней]. набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д[источник не указан 520 дней]. «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.»(Э. О. Уилсон); [править]История термина

[править]Античность В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души». В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры[4]. Марк Туллий Цицерон В латинском языке слово имеет несколько значений: возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C); земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H; воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H); поклонение, почитание (potentis amici H)[5]. Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.[4] Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума[4]. [править]В Европе в XVII—XVIII веках Иоганн Готфрид Гердер В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал[6]: Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли. И. Кант, например, противопоставлял культуру умения культуре воспитания. «Внешний, „технический“ тип культуры он называет цивилизацией, — отмечает А. В. Гулыга. — Кант видит бурное развитие цивилизации и тревожно отмечает её отрыв от культуры последняя тоже идёт вперед, но гораздо медленнее. Эта диспропорция является причиной многих бед человечества»[7]. [править]В России в XVIII—XIX веках В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно — просвещение. Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов»[8]. Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».[9] За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России. Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.[10] Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.[11] [править]В России в XIX—XX веках Бердяев, Николай Александрович Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа. Культура — это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание)[12]. Сходные идеи развивал и Николай Бердяев: Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.[13] Рерих, Николай Константинович Расширил и углубил толкование слова культура, его современник, русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез» даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур»: Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь.[14] В этой же статье он пишет: …Теперь же хотелось бы уточнить определение двух понятий, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в обиходе нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации. К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль. Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец её окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить «Дом Культуры», но будет очень неуклюже звучать: «Дом Цивилизации». Вполне определительно звучит название «культурный работник», но совсем иное будет обозначать — «цивилизованный работник». Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения «цивилизация Греции», «цивилизация Египта», «цивилизация Франции», но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…[15] Андрей Белый (1880—1934) — русский писатель, поэт, критик, стиховед, один из ведущих деятелей русского символизма двадцатого века серьёзно пытался осмыслить культуру как категорию. Он зафиксировал возникновение в обществе «проблемы культуры в собственном смысле». Открывая первый сборник своих теоретических трудов «Символизм» (М., 1910) статьей «Проблема культуры», он писал: «Вопрос о том, что такое культура, есть вопрос наших дней». По мнению поэта-мыслителя, «разрешение этого вопроса не может не внести переоценки в постановку вопросов философии, искусства, истории и религии»[16]. В докладе «Пути культуры» он отмечает: «Понятие „культура“ отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие „наука“, „искусство“, „быт“; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше „Я“; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то „Я“»[17] . [править]Периодизация истории культуры В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры: Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Средних веков (V—XIV вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.); Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.); Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем. [править]Культура и природа Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии. Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура. Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха[18]. Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов. См. также: Экологическая культура [править]Современное понимание культуры В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. Культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества. Культура аксиологическая — («аксиоc» — ценность) — ценностная оценка — есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнана внутри определённых социальных систем, эта совокупность служит духовной основой и признаком для данной социальной организации. Культура информационно-семиотическая — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы). [править]Культура и цивилизация Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882). На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии. Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада. Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам. Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм. [править]Культура как мировоззрение В эпоху Романтизма учёные в Германии, особенно интересовавшиеся национальными движениями, направленными на объединение страны из отдельных княжеств, а также движениями национальных меньшинств против Австро-Венгерской империи, сформировали понятие культуры как «мировоззрения». В такой системе взглядов различные и несопоставимые друг с другом мировоззрения являются основными отличиями этнических групп. Несмотря на прогрессивность по сравнению с более ранними взглядами, такой подход всё ещё сохранял различия между «цивилизованной» культурой и культурой «примитивной», или «племенной». К концу XIX столетия антропологи расширили понятие культуры так, что оно стало включать большее разнообразие обществ. Исходя из эволюционной теории, они предполагали, что люди должны развиваться одинаково, и уже сам факт, что люди имеют культуру, следует из самого определения процесса человеческого развития. При этом, однако, они показывали нежелание учитывать биологическую эволюцию для иллюстрации различий между определёнными культурами — подход, позже вылившийся в различные формы расизма. Они верили, что биологическая эволюция наиболее полно отражает само понятие культуры, понятие, которое антропологи могли бы применить и к обществам без письменности и имеющим её, кочевым и оседлым народам. Они аргументировали это тем, что в ходе своей эволюции человек выработал единую систему получения и применения знаний, а также способность передавать их другим людям в виде абстрактных символов. Как только человеческие индивидуумы узнали и изучили такие символические системы, эти системы начали развиваться независимо от биологической эволюции (другими словами, один человек может получить знания другого человека, даже если они оба никак не связаны биологически). Такая способность оперировать символами и получать социальные навыки смешивает старые аргументы в споре «человеческой природы» и «воспитания». Таким образом, Клиффорд Гиртз и другие утверждали, что человеческая физиология и мышление развивались как результат первых культурных действий, и Миддлтон, заключил, что человеческие «инстинкты были сформированы культурой». Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру. Согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации, которая может меняться от одного места к другому, позволяя антропологам изучать различия, выражающиеся в конкретных формах мифов и ритуалов, инструментах, формах жилищ и принципах устройства деревень. Таким образом, антропологи проводят различие между «материальной культурой» и «символической культурой», не только потому что эти понятия отражают различные сферы деятельности человека, но и потому что они содержат различные исходные данные, требующие различных подходов при анализе. Такой взгляд на культуру, ставший доминирующим в промежутке между двумя мировыми войнами, говорит о том, что каждая культура имеет свои границы и должна рассматриваться как единое целое с использованием собственных положений. В результате этого появилось понятие «культурного релятивизма», мнения, согласно которому один человек может принять действия другого человека, используя понятия его культуры, а элементы его культуры (обряды и т. д.) — через понимание системы символов, частью которых они являются. Таким образом, мнение, что культура содержит символические коды и способы их передачи от одного человека другому означает, что культура, хотя и ограниченно, постоянно меняется. Культурные изменения могут быть как результатом создания новых вещей, так и происходить в момент контакта с другой культурой. Оставаясь в мирных рамках, контакт между культурами приводит к заимствованию (через изучение) различных элементов, то есть взаимопроникновению культур. В условиях противостояния или политического неравенства, люди одной культуры, конечно же, могут захватывать культурные ценности другого сообщества или навязывать свои ценности («окультуривание»). За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами. Помимо указанных процессов, на элементы культуры оказывает сильное влияние миграция людей. Такой феномен, как колониальная экспансия, а также массовая миграция, в том числе в виде работорговли, стали значимым фактором, влияющим на разные культуры. В результате некоторые сообщества приобрели значительную неоднородность. Некоторые антропологи утверждают, что такие группы объединяются общей культурой, преимуществом которой является возможность изучения разнородных элементов в качестве субкультур. Другие же утверждают, что единой культуры существовать не может, а разнородные элементы формируют мультикультурное сообщество. Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп. Социобиологи также утверждают, что культуру можно рассматривать с точки зрения элементарных элементов, с помощью которых происходит культурный обмен. Такие элементы, или «meme», как они были названы Ричардом Докинсом в своей книге «The Selfish Gene», опубликованной в 1976, аналогичны понятию генов в биологии. Несмотря на то, что такая точка зрения приобрела некоторую популярность, большинство академических учёных её полностью отвергают. [править]Культура как нормы поведения Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих: Жизненные ценности Нормы поведения Артефакты (материальные произведения) Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры. Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами. Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих. Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, а социальные антропологи сосредотачиваются на символической культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом. Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также как социальные отношения, в которых эти объекты используются. [править]Обобщенное определение культуры Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.). Культура — искусственная среда (В. П. Комаров, Факультет Системы управления, информатики, электроэнергетики, МАИ). Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры. Позитивный опыт и знания — это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются. Под ассимиляцией понимается процесс преобразования сущности, при котором сущность становится активной частью другой сферы жизни. Ассимиляция связана с изменением формы сущности. Активная часть сферы жизни — это та часть, которая оказывает влияние на человека. Академик В. С. Степин определил культуру как систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях[19]. Примеры. Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры — строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств. При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д. Понятие субкультуры Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление. [править]Изменения в культуре Этот раздел должен быть полностью переписан. На странице обсуждения могут быть пояснения. Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода Аксиомы: любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов) Факторы: природные ресурсы коммуникационный культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте) хозяйственные технологии социальные институты и организации ценностно-смысловой рационально-познавательный [править]Разнообразие культур См. также: Кросс-культурные исследования Даже поверхностное знакомство с различными культурами обнаруживает многочисленные различия между ними. Например, в одном обществе многоженство является нормой, в другом она осуждается. В одном обществе галлюцинации считают проявлением психического заболевания, а в другом обществе их рассматривают как высшую форму сознания, «мистические видения», пророчества. Однако выделяют так называемые культурные универсалии, присущие всем обществам.[20] [править]Неоднородность культуры каждого общества В любом обществе можно выделить высокую, элитарную культуру и народную культуру. Кроме того, существует массовая культура, упрощенная в смысловом и художественном отношении и доступная для всех. Она способна вытеснять как высокую, так и народную культуру. В обществе также существует множество субкультур различных социальных групп.[20] [править]Изучение культуры Основные статьи: Культурология, Культурная антропология Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных — культурология, культурные исследования, культурная антропология, философия культуры, социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы[21][22]. Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies)[23]. Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры[24]. Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры[25].
Угадайте нашего общего друга, с которым мы с вами готовы общаться весь день. Телевизор, конечно. А разве это плохо? Представьте, что вы лежите на мягком уютном диване, легким нажатием кнопок пульта дистанционного управления «переключаете» программы, которые передаются из любой точки нашей планеты , причем с цифровым качеством изображения и звука! Думаете, что это мечта? Этими и другими достоинствами обладает Цифровое спутниковое телевидение Самое главное – просмотр спутникового телевидения возможен где угодно, если над головой есть спутник (а он есть всегда). Очень важно – цифровое качество изображения, стереозвук, здесь нет понятия- хорошо, плохо. Прием если есть, то он есть!


| Рейтинг: 5.0/1
раз Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


ВИНОГРАДНИКИ © 2024